В ногу со временем и со страной.

Школа в 1968-1988 г. г.

Итак, железнодорожная школа № 5. Как она выглядела, как проходил процесс обучения и воспитания учащихся? Кто и как обучал детей? Об этом мы и поведем свой рассказ.
Основным центром, направляющим и контролирующим процесс обучения, был и оставался до 1995 г Отдел учебных заведений Приволжской железной дороги, находящийся в городе Саратове.
На больших станциях, таких как Котельниково, где было несколько железнодорожных школ, железнодорожные детские сады-ясли, железнодорожные интернаты, создавались кустовые методические объединения (КМО).
В Котельниково было две железнодорожные школы № 4 и № 5. Обе принадлежали Приволжской железной дороге. Поэтому ежегодно на августовские конференции руководители двух школ и руководители предметных секций ездили по бесплатным билетам в плацкартных вагонах в г. Волгоград и г. Саратов. Там подводились итоги успеваемости по дороге, изучались новые указы и постановления, заслушивались доклады лучших педагогов по дороге. Часто выступали и наши учителя с докладами, обозрениями новинок, делились опытом преподавания. По возвращении в Котельниково на заседаниях предметных секций рассказывали о задачах, поставленных перед школой, порой они были индивидуальные.
На снимке идет заседание секции классных руководителей старших классов, где согласуются и утверждаются планы воспитательной работы с классом и корректируются с общешкольным планом.
Секция учителей начальных классов проводит обмен опытом работы и готовится к общешкольному мероприятию.
В 70- х годах весь город был поделен на участки всеобуча, т.е. дети с определенных улиц должны посещать определенные школы. Наша школа всегда была переполнена. Родители просили взять в школу детей с других участков, поэтому была необыкновенно большая наполняемость классов (по 45 – 47 учащихся) особенно в начальных классах.
В 1963 – 1964 годах по линии гражданской обороны провели перестройку рекреации на втором этаже. Там был в свое время большой зал, его использовали как спортивный, была сцена. Его перегородили, сделали несколько небольших классных комнат.
В школе работали группы всеобуча, проводили рейды. Успеваемость и дисциплина в школе были на высоком уровне.
Рейд группы всеобуча. Классный руководитель Н.Д.Трегубова и учащиеся Р. Понаетов и Алимов.
20 лет успешно руководил школой директор Борис Иосифович Тупальский. Он отдал все, что мог, детям. Истинный педагог, духовный наставник. С каким удовольствием и самоотдачей занимался он своим делом. Отличительной чертой этого педагога было трудолюбие. Он никогда не считался с личным временем, в любое время суток был на «посту». Работал на совесть. Свой предмет любил и знал безукоризненно. Внимательный и заботливый, талантливый и добросовестный педагог, он вместе с коллективом сумел завоевать большой авторитет своей школы среди школ города и школ на железной дороге. В годы его «директорствования» школа добилась больших показателей и в успеваемости учащихся, и в воспитательной работе, и в спортивных состязаниях.
Важнейшей частью современного естествознания является химия – наука о веществе, его свойствах и превращениях их друг в друга.
Преподавал химию в школе, Тупальский Б.И. большое внимание уделял преподаванию, стремился дать учащимся прочные и глубокие знания. Был требовательным и справедливым учителем. Проводил тематический учёт знаний по предмету, составлял карточки с заданиями для письменного ответа в 6-8 вариантах. Проверочные работы предназначались для текущего контроля, а контрольная работа - для итоговой проверки знания, они проводились в заключение изученного раздела или большой темы. Проводились и все предусмотренные программой лабораторные и практические работы, систематически проводились внеклассные мероприятия по предмету.
Для желающих учащихся составлялись химические викторины и вывешивались для обозрения. Примерно были такие разделы в викторинах:
Попробуй ответить?
• Знаешь ли ты это о химическом элементе и простых веществах?
• Известно ли тебе это о химическом производстве?
• Интересовался ли ты историей химии?
• Вопросы-шутки
В общей системе внеклассных занятий немалое место отводилось школьным химическим вечерам. Они расширяли круг знаний школьников, интересующихся химией, способствовали развитию их знаний в области этого предмета, стимулировали развитие творческих склонностей и дарование юных химиков. Проводились вечера:
1) В поисках химических элементов.
2) Широко распростирает химия руки свои в деле человеческом…
3) Химия – это область чудес, а в ней скрыто счастье человеческое.
4) Юбилейный вечер «М.В.Ломоносов и Д.М.Менделеев – великие русские химики»
5) Вечер занимательной химии с демонстрациями занимательных опытов такие как:
a) Дым без огня.
б) Летающие мыльные пузыри.
в) Превращения малинового раствора в бесцветный.
г) Вулкан на столе.
д) «Огненный дождь».
ж) Зажигания костра без спички.
з) Волшебная палочка.
и) «Несгораемый платок» и другие.
Проводились школьные химические олимпиады, победители участвовали в районных олимпиадах.
Организовывались экскурсии с учащимися:
1) На фильтровальную станцию
2) В химическую лабораторию завода Сельхозмашиностроения
3) В литейных цех завода Сельхозмашиностроения
4) На кирпичный завод.
У учителя Тупальского Б.И. имелась своя хорошая библиотека, часть которой он подарил при выходе на пенсию сменившей его учительницы химии Поздней Ирине Мансуровне.
Бывшие ученики называют в шутку школу № 5 школой с химическим уклоном.
Успешно сдали вступительные экзамены по химии при поступлении в вузы, техникумы бывшие выпускники школы Кузьмичева Таня, Стасова Марина, Власов Владимир, Клименко Валентина, Кравченко Юрий, Трегубенко Тая, Румянцева Лариса и другие.
Состояние учебного процесса в школе зависит от завуча. Нашей школе повезло. Почти самого начала, т.е. после того как школа вернулась в свое родное здание после войны, завучем был назначен учитель математики , фронтовик, вернее участник ВОВ, Сесекин Вениамин Михайлович. Спокойный и неутомимый труженик. Он постоянно что-то решал, беседовал с учащимися. Посещал много уроков, молодым старался помочь. При разборе урока после посещения, «раскладывал все по полочкам». Умел заметить хорошее, указать на недостатки и дать совет, как исправить неудавшийся в уроке момент.
Долгое время завучем в школе работала Козикова Алла Александровна, она преподавала историю. Тактична и сдержана. Никогда не повысит голос. Особая любовь к детям. Внимание и отзывчивость, чувство человеческой души и преданность делу – черты этого педагога. Уроки у нее всегда были насыщены новизной материала. Сложные исторические и политические ситуации могла донести до любого по возрасту и развитию ученика. Много и с удовольствием проводила внеклассных мероприятий по своему предмету.
Воспоминания о школе Аллы Александровны: «Недавно забрала трудовую книжку из школы, в которой работала со дня ее основания в г. Луганске.
Страницы ее - это путь в 50 учительских лет. Теперь я на пенсии. Есть время мыслями пролететь через эти годы, треть из которых судьба меня связала с дорогой для меня и моих детей железнодорожной школой 5. Молодость моя и взросление в профессии выпали на работу в творческом, трудолюбивом коллективе.
Мысленно говорю: "Здравствуй, нестареющая наша школа! Поздравляем! Тебе - 105." Но в моей памяти ты моложе и звучат в твоих коридорах и классах голоса учителей и учеников 70-х и 80-х годов.
Иду по коридору. Учительская. Деловая, озабоченная, веселая и говорливая, иногда до хрипоты спорящая, но дружная и сплоченная, когда на кону стояла честь школы. У окна стол завуча Сесекина Вениамина Михайловича - "старого директора", как называли его некоторые ученики младших классов. А еще хранителя всех учительских секретов, потому что при нем говорили обо всем, даже о личном. Он знал, кто прибежал на урок после звонкого колокольчика бабы Зои, но относился сдержанно. А вот перед ним запыхавшийся учитель на ходу распахивает пальто, и Вениамин Михайлович с ужасом замечает, что она прибежала на работу без юбки. Вениамин Михайлович понимал замороченных с утра женщин, воспринимал подобное с легким юмором. Но если учителя обращались к нему с трудно разрешимыми проблемами в классе, с методическими и практическими вопросами, он всегда оказывал поддержку. Для математиков и физиков он был "учителем учителей".
А в остальном учительская была по Л. Кассилю: свернутые в трубки лежат материки и океаны, на шкафу раздулся от важности глобус, а в шкафу контрольные тетрадки да еще пирамиды.
В учительскую приглашали учеников, чтобы сделать внушение, здесь встречались с родителями. Маленькая учительская жила делами и страстями коллектива.
Наибольшая достопримечательность здания школы - парадная лестница. Здесь воистину кипела школьная жизнь. Воробьями на ней висели малыши. Улучив момент, когда нет дежурного, стремительно мчались по перилам старшеклассники, и съезжала на своих ранцах по ступеням малышня. На лестнице проходили первые свидания, расцветала первая любовь и нешуточная ревность. А в праздники она преображалась: на ней восседал духовой оркестр, все было украшено множеством разноцветных лампочек, в центре висел зеркальный шар. Кроме своих учеников, было всегда много детворы из других школ. Борис Иосифович всех их знал, принимал, относился так же, как к своим. Поэтому вечера проходили весело и мирно, а мальчишки, даже трудные, обожали Борисовича, чувствовали себя с ним друзьями.
А теперь в память приходит трудовой день школы. Звон колокольчика, топот бегущих ног и тишина. И только за каждой дверью можно услышать удивительные вещи. Там происходит открытие мира. А открывают этот волшебный мир такие же удивительные учителя. Уверена, что с учителями жд. школе 5 повезло. Но повезло не случайно. Это к ее директору, Тупальскому Б.И. - педагогу от бога, тянулись учителя, преданные делу, творческие, с великим терпением.
В 1972 году меня назначили классным руководителем 4 -а класса. С этим классом я прошла до выпускного. Прекрасных детей мы выпустили в 1979г. За школьные годы они не только многому научились, но и стали адаптированы к жизни. После окончания школы они сделали осмысленный выбор, стали настоящими людьми. Жизнь разбросала их по всей стране: Донцова Люба в Москве; Ивахно Ира - на Украине; Кравцова Люда, Парамонова Лена - в Краснодаре, Козиков Валера - Афганистан, Ангола, Дальний Восток, Подмосковье; Медведев Женя, Васильев Витя - в Котельниково; Конобеев Игорь - в Волгограде и т.д.
Школа много делала для того, чтобы ученики вырастали знающими жизнь, умеющими ценить людей, их труд, не боящимися никаких трудностей. А образцом для них были учителя школы. Сколько времени, терпения, энергии и, в конце концов, нервов тратили учителя, уезжая с классами в летние трудовые лагеря (ЛТО) собирать яблоки, вишню, арбузы, помидоры. Жизнь в деревянных вагончиках на берегу Цимлянского моря для детей была интересной, полной новых впечатлений. Но какую ответственность взваливали на себя учителя! Этот труд окупался. Классы становились сплоченными, достигалось взаимопонимание с детьми, с родителями. Каким счастьем светились глаза у школьников, когда их класс побеждал в соревнованиях в саду или в поле, а вечером в играх, развлечениях. С какой радостью школьники получали свои первые заработанные деньги за труд по сбору урожая. А самый главный результат был в том, что собранные овощи, ягоды и фрукты поступали в магазины и на рынки города. Труд учеников жд. школы 5 высоко оценивался городской администрацией, а это рождало гордость за себя и родную школу.
Работа на пришкольном участке, трудовая практика на заводе "Сельмаш", работа на предприятиях города во время летних каникул - все это обеспечивало возможность коллективу растить школьников тружениками, а не белоручками.
А сколько ярких, впечатляющих представлений о жизни за пределами своего города получали старшеклассники во время экскурсий по стране. И снова энтузиазм учителей! Можно было каникулы провести в стенах школы, а они бросали семью, откладывали свои заботы и ехали с классом по историческим и историко-патриотическим местам Родины, взвалив на себя величайшую ответственность за жизнь и здоровье детей.
Наши ученики побывали в Волгограде, Киеве, Москве, Ленинграде, Севастополе, Ровно, Черновцах, Смоленске, Ульяновске и других городах страны.
Поездки расширяли знания о Родине, воспитывали коллективизм, взаимопомощь, нравственные принципы, давали высокий эмоциональный заряд. Выпускники и сейчас с благодарностью говорят об этих турпоездках, давших им впечатления на всю жизнь.
В 1979 году меня назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе и учителем истории и обществоведения. Новая работа прочно приковала меня к школе, заставила многое осваивать и изучать.
Расписание уроков, факультативных, дополнительных и кружковых занятий, методическая работа, обобщение передового педагогического опыта, подборка методических рекомендаций, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, индивидуальные собеседования с учителями, родителями и т.д. - все это заполнило мои трудовые будни. Трудновато приходилось первое время, но рядом была поддержка знающего, умеющего, доброжелательного директора Б.И. Тупальского. Его помощью, участием были обеспечены и ученики и сотрудники.
Удивительный человек Борис Иосифович. Он создан для школы. Школа стала для него вторым домом, а точнее, дом вторым после школы. Ранним утром он открывал школу, с дежурным учителем встречал детей. Здесь же у входа решал многие вопросы с учениками, учителями, родителями.
Времени своего он не жалел. Никогда не стояла проблема замены в старших классах временно отсутствующего учителя. Борис Иосифович безвозмездно занимал класс химией. Химия вместо других уроков, химия после уроков. И остроумные ученики писали на двери школы: "Железнодорожная школа 5 с химуклоном". Уклон этот действительно был. Наши выпускники в ведущие вузы страны сдавали химию отлично.
На перерывах дети свободно общались с ним. Без волнения заходили они в кабинет и толпами окружали его в коридорах. Сказать, что он был мягок, терял дистанцию с детьми, не скажешь. Обращался к ним по фамилиям, не по именам, был строг, особенно если вопрос казался химии. Но обожали его старшие мальчишки преданно и беззаветно. Все школьники от мала до велика, обращались к нему - "Борисович". Все попытки учителей бороться с этой фамильярностью терпели фиаско. Сам же Борисович воспринимал это, как может воспринимать отец в семье ласковое прозвище шаловливых своих детей. А дети были горды, что могут так запросто общаться с директором, они доверяли ему свои радости, неурядицы, сердечные тайны. Его отеческая забота, близость в общении, умение расположить к себе ребенка спасла многих трудных детей.
Рабочий день директора заканчивался поздно вечером. Из школы он уходил последним. Как минимум 12 часов ежедневно в школьных проблемах, детской суете, хозяйственных заботах. Не помню, чтобы жаловался на усталость, на судьбу, пригвоздившую его пожизненно к школе, на тощий учительский кошелек, на то, что уже в немолодые годы с великим трудом получил маленькую квартирку. Казалось, школа не утомляла его. Видимо, он все компенсировал детской привязанностью и уважением коллектива.
Учительский коллектив в эти годы был достойным похвалы: трудоспособный, заинтересованный, профессиональный. Традиции прежних лет поддерживали корифеи школы: Сесекин В.М., Черникова З.Г., Симкина А.И., Маликова А.К., Маслов В.М., Карпухин В.С. и др. Частично коллектив поменялся. С сожалением расстались с прекрасными учителями Федориновой М.М. и Шамрицкой А.П., но школа пополнилась молодыми специалистами: Кудряшовой Е.Б., Черепановой В., Толстой М.М. и др. Мы гордились тем, что в школу вернулась наша ученица, выпускница пединститута, учитель английского языка, дочь Бориса Иосифовича - Кудряшова Е.Б. В стенах родной школы проходили педпрактику студенты - историки Ченцов А., Холмова О., будущий математик - Васильченко М.
О профессиональных и творческих способностях учителей, работая в коллективе, я уже знала. Но по- настоящему увидела высокую заинтересованность учить, развивать, воспитывать, готовить к жизни детей во время работы с методическими объединениями и при посещении уроков и внеклассных мероприятий. На заседаниях методобъединений изучались передовые методы обучения, шел обмен собственными достижениями. При всей материальной бедности школы, учителя внедряли, получившие тогда популярность, ТСО, делали уроки более наглядными, живыми. Внедряли приемлемое для себя что-то из липецкого метода. Всегда инициативными, изыскательными были: Морозова Л.И., Маликова А.К., Вечеркина Т.П., Гринько Т.Н., Чернова Э.И., Симкина А.И., Алексенцева Л.В. Тянулись за ними другие учителя Алифанова И.В., Накаидзе В.Н., Мазур Л.И.
Часть учителей больше склонны были к традиционным методам обучения, но тоже добивались высоких знаний, вкладывая в урок все свое мастерство: Пометова З.Н., Хаирова Н.И., Дубовская Т.А., Сафронов Г.Н.
Все педагоги школы терпеливо и настойчиво открывали мир детям, вводили в него, делая недоступное понятным, интересным и увлекательным.
Сколько романтики, красоты, изящества впитывали девочки и мальчики на уроках литературы Вечеркиной Т.П., Гринько Т.Н., когда изучали поэзию Пушкина, Лермонтова, Есенина. Какие жизненные уроки получали они, вчитываясь в прозу Л. Толстого и А. Шолохова, учились быть лучше, чище, любить Родину, отличать добро от зла.
Продолжением уроков являлись внеклассные мероприятия. В памяти вечер русской поэзии, где звучали в прекрасном исполнении старшеклассников стихи и песни русских поэтов.
Проводились предметные декады и месячники. Они являлись демонстрацией творчества учеников: выпускались газеты с заметками и рассказами, оформлялись стенды, проводились диспуты, лектории с демонстрацией опытов (физики, химики), конкурсы по математике, уроки мужества по истории с изучением героики родного края. Подобные уроки проводились в музее города. Много экспонатов передали в музей наши ученики: коллекция старинных денег, элементы формы (каски и т.д.), оружие времен войны.
Доброй славой среди школ города пользовались наши математики: Сесекин В.М., Маликова А.К., Хаирова Н.И., Пометова З.Н. Нелегко ученикам довались логарифмы и функции, но учительское мастерство, терпение, любовь к предмету и заинтересованность в судьбах детей, преодолевали сложности. Математики никогда не считались с личным временем. Дополнительные занятия, консультации, индивидуальные собеседования - все это вмещалось в плотный день учителей, где кроме уроков еще и масса тетрадей, и подготовка к завтрашнему дню. Оценкой их роботы были медали и грамоты учеников, поступление их в вузы, техникумы. Многие поступили и учились в вузах Москвы и Ленинграда.
Всегда с особым уважением и даже восхищением относилась к учителям младших классов. Удивлялась, как они из несмышленышей за короткий срок делают разумных человечков. И вот увидела воочию учителей - волшебников, работающих в нашей школе.
Такие разные: строгая, скупая на улыбку - Алексенцева Л.В.; экспрессивная, вся в словах и жестах - Симкина А.И.; энергичная, с внутренним достоинством - Чернова Э.И.; спокойная, неторопливая Дубовская Т.А.; молодая, старательная, сама еще на вид школьница - Мазур Л.И. А на уроках у них много общего. Это учителя творческие, знающие, умеющие научить.
Помню 1-й класс Симкиной А.И. Начало учебного года. Детей много, классная комната большая, попробуй собрать их глаза и увлечь работой. Повторяют буквы, читают по слогам. В последних рядах шмыганье носом. Плачет. Кто-то копается в ранце, у кого-то глаза далеко за окном. Антонина Ивановна за урок и сказки с ними сочиняла, и скороговорки учила, и пословицы комментировала, загадки загадывала, но я чувствовала, как ей трудно удержать внимание детей. Но вот прошло полугодие, и я снова у этих детей. Не узнаю их. Организованные, уверенные в себе, активные, лес рук, ответы убедительные, читают хорошо.
Уроки Черновой Э.И. отличались глубокой продуманностью, использованием ТСО, музыкального сопровождения, высокой активностью детей. Развитие образного и логического мышления, речи, художественного мастерства - присутствовало уже с 1-го класса. Вот потому ответы детей точны, последовательны, убедительны. Учитель доброжелателен, дети раскрепощены, обстановка сотрудничества.
У Алексенцевой Л.В. уроки поражали четкостью организации, немногословно-стью учителя, дети зачастую понимали ее жест и взгляд. Учителем формировалось умение учиться, не ждать готового, а добывать знания самостоятельно, развивать свою индивидуальность.
Дубовская Т.А. и Мазур Л.И. на уроках и во внеклассной работе развивали творческие способности учащихся, много уделяли внимания учащимся с разным уровнем обучаемости.
Педагоги школы разные, но похожие в одном - в желании дать прочные знания учащимся, научить понимать жизнь и не заблудиться в ней на первых самостоятель-ных шагах.
Я рада, что в долгой и славной истории школы нашлось место и для меня. Я счастлива, что судьба свела меня с замечательными людьми в ее стенах. Я благодарна школе и учителям, которые выучили и воспитали моих детей (Валеру, Марину, Леву). Я горда, что мой труд помог стать настоящими людьми детям, которые с надеждой смотрели мне в глаза и верили, что мое сердце искренне отдано им. Никогда не забуду уроки истории и обществоведения в 10-х классах. Споры, дискуссии, которые возникали у нас на уроках. И часто бывало, что не только я учила, но и они меня. Всегда надеялась, что слово, которое я несла своим ученикам в класс, поможет им найти в жизни добро, любовь и счастье.
Заканчивается мое мысленное путешествие по любимой школе. Я у выхода. Здесь актовый, он же спортивный зал. Сколько незабываемых минут здесь проведено: новогодние елки, праздники в кругу коллег, школьные собрания, вечера встреч.
Но раз в год, весной, этот зал превращался в особенно торжественный и волнующий. Длинный стол, цветы, взволнованные лица учителей. А за партами в три ряда сидят по одному десятиклассники. Лица напряжены, пишут сочинение или математику. Сдает экзамен школа, ее учителя, ее ученики. Пусть он будет для тебя успешным всегда, родная школа!
Со славным юбилеем поздравляет родную школу, коллектив учителей, тех, кто поработал уже на ее доброе имя и всех, кому суждено дальше созидать историю железнодорожной школы 5.
Семья Козиковых: Алла Александровна, Валера, Марина, Лев и благодарный родитель Виталий Михайлович.»
Повышение культуры человеческих отношений, безусловно, принадлежит школе. Именно в школе будущие граждане нашего общества получают теоретически обоснованные представление о том, что потребует от них «взрослая» жизнь и деятельность и что в праве они ждать от нее сами.
Многое в общей работе школы, ее авторитет в городе и среди родителей зависит от того, чем школа интересуется, каковы по ценности воспитательные моменты, как вся школа работает с родителями и многое другое. А это все должен уметь творить кто-то, выдумывать, зажигать родителей и классных руководителей.
Да! Школа должна быть на виду, она не должна бояться быть первой. И это все входит в обязанности заместителя директора по воспитательной работе, или как он значится по штатному расписанию, организатора внеклассной работы. Эту должность около 20 лет занимала Чернова Элеонора Ивановна. Она всегда хотела видеть в мероприятиях, проводимых коллегами, органическое единство обучения и воспитания с целью подготовки учеников к жизни и труду.
Вот как о ней отзываются коллеги, дети и родители.
Она талантливый воспитатель и учитель – мастер своего дела. Имеет творческий подход к любому мероприятию. Неукротимая, энергичная. Умеет дарить детям радость, нести свет, который указывает путь вступающим в жизнь. Поражала всех силой своих чувств, внутренней красотой, необыкновенной человечностью. А какие вечера, встречи, классные часы проводились! Интеллигентность, такт, организаторские способности, трудолюбие отличали Элеонору Ивановну в школе. И даже сейчас, находясь на пенсии, она активна. С группой учителей- пенсионеров готовят 105 юбилей школы. Конечно, совместно с работающими сейчас учителями.
Корнем обучения в школе являются точные науки: математика, физика, информатика. Их вели Маликова Алла Константиновна, Пометова Зинаида Николаевна, Сесекин Вениамин Михайлович, Хаирова Нина Ивановна, Алифанова Ирина Владимировна, Макова Галина Зиновьевна. Чтобы дать глубокие и прочные знания, учителям школы приходилось углублять и расширять познания, но главное – нужно было вызвать интерес, привить потребность искать новое в науке, в жизни, в механизмах, которых появляется все больше и больше.
Они проводили содержательные предметные олимпиады, нестандартные уроки, путешествия на «необитаемые» материки и уроки – зачеты «Математика – царица всех наук» и другие. Прививали любовь к журналу «Техника молодежи».
Алла Константиновна Маликова. «Строгая, принципиальная, но справедливая, - говорят о ней ученики. – Она дала нам хорошие знания по своему предмету. Она всегда отзывается на чужую боль и радость. Всё просто в этом человеке: сильный характер, щедрость сердца и светлый ум. Она умеет увидеть в каждом ученике индивидуальность, понять его мысли и чувства. Алла Константиновна – творец своего дела, прекрасный математик и человек».
Пометова Зинаида Николаевна. Это добросовестный учитель, старалась донести свои знания до каждого ученика, не жалея своих сил и времени. Требовательна к ученику, тесно работала с родителями. Всегда старалась отработать и закреплять знания у каждого ребенка в группе продленного дня. Пробелов в знаниях ее учеников не было. Зинаида Николаевна - добропорядочный человек, с ней можно поделиться жизненными проблемами.
Косикова Елена Мефодьевна. Работала завучем и учителем математики. Ей свойственна необыкновенная трудоспособность, увлеченность своим предметом. Работая завучем, она всегда тактично, вежливо, аккуратно делала замечания учителю, советовала, как то или иное дело можно сделать лучше, эффективнее, как получить нужный результат. Ее ученики получали прочные знания по математике. Сама она пользовалась большим уважением среди коллег-учителей и учеников за спокойный характер, бережное отношении к окружающим ее людям.
Макова Галина Зиновьевна – учитель информатики физики и математики. Это необыкновенной души человек. Мастер своего дела. Она и сейчас работает в школе и так искренне помогает учителям-пенсионерам готовить материал к юбилею школы. На уроках информатики она вместе со своими учениками работает на самых современных компьютерах. В классе у нее есть интерактивная доска. До чего же умные машины! И как хорошо, что с уроков ушли в прошлое мел и мокрая тряпка. Пришло другое время, время компьютеров, и Галина Зиновьевна первая освоила это в своей школе. У нее все получается. Школе № 5 везет т.к. Макова Галина Зиновьевна – отличный педагог.
Ничто так не развивает интеллект человека, как гуманитарные науки. И, конечно, в первую очередь, литература и русский язык. Велика и могуча наша родная Россия. В ней живут народы разных национальностей, и их объединяет русский язык. Благодаря такому общению сохраняется русская культура, наука. С развитием цивилизации и сам язык обогащается новыми словами, новыми понятиями.
В нашей школе долгое время вели русский язык и литературу такие ассы своего дела: Вечеркина Таисия Петровна, Черникова Зоя Григорьевна, Астахова Таисия Ивановна, Гринько Татьяна Николаевна, Горбачева Зоя Юрьевна. Это сильнейший костяк учителей школы. Секция учителей русского языка и литературы была самая сильная в нашем кустовом методическом объединении. Они ставили большие задачи и с успехом их решали. Каждый по-своему любил свой предмет и своих учеников. Они готовили и проводили прекрасные обобщающие уроки, различные путешествия в «страну сказок и басен», предметные недели и вечера со словами, пришедшими к нам из других языков и других народов.
Вечеркина Таисия Петровна отлично знает свой предмет, всегда рада передать свои знания ученикам. Очень добросовестно всегда относилась к работе, исполнительна. У нее особенно приятный и мягкий тембр голоса, в беседе с собеседником не оставляет его равнодушным. Обладает широким кругозором. С учениками и коллегами по работе всегда тактична, с родителями корректна и доброжелательна. Очень много времени проводила Таисия Петровна со своими воспитанниками: они готовили выступления, участвовали в различных конкурсах, проводили очень интересные классные часы. Много времени уделяла патриотическому воспитанию детей. Очень часто воспитанники Таисии Петровны занимали призовые места в различных мероприятиях. Она чуткий и отзывчивый человек, всегда выслушает собеседника и постарается ему помочь. Её ученики всегда ей низко кланяются.
Черникова Зоя Григорьевна. Она одна из немногих работала и в школе № 25, и в школе № 17 и в школе № 5. Всегда спокойна и приветлива, знает много удачных шуток и часто шутит, надо заметить, это у не хорошо получается. Отлично знает свой предмет. Сама не жила без книги и учеников приучала к этому. Зоя Гри-горьевна - человек высокой культуры, честный и с открытой душой. Ее главное желание, чтобы другому человеку было хорошо. Всегда приветлива, у нее не заметишь перепадов в настроении. Она искренне переживала за ученика, если что- то у него не получается, ненавязчиво могла предложить ему помощь. За всем этим стоит ежедневный, кропотливый труд учителя, прививающий любовь к самому дорогому и важному – родному языку.
Астахова Таисия Ивановна. Отлично знает свой предмет, творчески работающий учитель. По особенному эмоциональны ее внеклассные мероприятия. Она умеет заразить всех слушателей энергией мыслить и созерцать окружающие события вместе с ведущим. Лаконичны ответы ее учащихся на открытых уроках.
Работала всегда с энтузиазмом и выдумкой. Языком литературы Таисия Ивановна говорила о том, что живем мы в огромном, но хрупком мире, что мы должны его защищать, бороться против жестокости, лицемерия, за чистые взаимоотношения между людьми, за человеческую радость.
Таисия Ивановна – открытая поэтическая натура, пишет стихи. Вот одно из стихотворений, написанных по просьбе бывшего организатора Элеоноры Ивановны Черновой к 105 юбилею школы № 5. Хотелось отразить нашу беспокойную, но радостную жизнь в школе.
Посвящается 105 летию жд. школы № 5
слова Т.И.Астаховой на мелодию «Стою на полустаночке».
Сто лет назад из Питера
Депеша пришла важная ,
А в ней указ, чтоб радостью объять
Всех объять: В Котельниково, да в Котельниково
Открывают школу 5, жд 5
И закружились будни школьные,
Только б везде поспеть:
Там кинематика, тут математика,
Тут сочинение, там изложение,
Зачет по химии опять.
Но все успеем, преодолеем,
Потому как мы учимся в жд 5
А тут дорога дальняя
Сзывает снова в путь:
В Саратов с песнями,
В Ростов с кадрилями
На состязание в сам Волгоград.
А из-под колес слышится школа 5
Да мы из жд, мы из жд школы 5
Пусть эта жизнь колесная
Навек останется
В душе у каждого выпускника.
Учеба сложная, любовь надежная,
Песня дорожная и школа пятая
Же –лез – но – до – рож – ная.
Стихотворение очень правильное и удачно рассказывает, какая бурная была у нас жизнь в школе. Ученики и учителя гордимся до сих пор, что все мы из жд 5-ой.
Интересными и запоминающими были уроки у Татьяны Николаевны Гринько. Особенно любила она работать в старших классах. И здесь своих учеников учила она «жизнь любить и с верой в сердце жить».
Одним из главных средств идейного и эстетического воспитания с помощью изобразительного искусства являются беседы о творческом пути выдающихся русских художников.
Присутствующие на открытых классных часах были очарованы рассказами Татьяны Николаевны и её учеников. Запомнилась беседа по картине В.И. Верещагина «Апофеоз войны». Эта картина посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. Дети рассказывают о создании Третьяковской галереи, о картинах, находящихся в ней, сами делают вывод о том, что «Апофеоз войны» - это осуждение художником войн, несущих смерть, уничтожение, разорение. Такой эмоциональный, окрашенный особым оттенком в голосе ведущего, вывод, итог не оставит никого равнодушным.
Интересные уроки литературы развивали в учащихся чувства чести, достоинства, доброты, справедливости, долга, обогащали их красотой, духовной силой, позволяли глубже и острее осознавать священное чувство Родины.
Татьяна Николаевна Гринько обаятельна в общении с родителями, коллегами.
Зоя Юрьевна Горбачева работала учителем русского языка и литературы. Та-лантливый педагог, она всегда несла в класс все свои знания, на уроках много цитировала, читала наизусть. Ее уроки воспитывали в детях чувство прекрасного, развивали творческие способности, логическое мышление. Она сама была для детей образцом подражания.
Географии в школе преподавала Алексеева Людмила Брониславна. Уроки ее проводились на большом подъеме, дети не знали ни одной свободной минуты. Она увлеченно вела своих слушателей в мир путешествий по материкам и океанам. Требовательная к себе и ученикам, она пользовалась большим авторитетом среди учащихся, учителей и родителей. Своей энергией могла заразить всех рядом находящихся. Уроки ее были всегда разнообразны по содержанию и методике.
Двадцать семь лет работает в школе № 5 учителем английского языка Черепанова Валентина Михайловна. Она сделала несколько выпусков своих учеников. Дети с большой благодарностью вспоминают своего классного руководителя. Валентина Михайловна ответственно относится к своему делу, ее уроки наполнены содержанием, интересны по форме. Результаты своего труда она показывает на открытых уроках. Энергия и активность, увлеченность своим делом – главная черта этого педагога.
Биология – наука о жизни, поэтому строение живого организма изучаем вместе с физиологическими процессами, которые происходят с ними и в них. То, что происходит внутри клетки, помогает увидеть микроскоп. Каждый ученик научен, пользоваться микроскопом и увиденное вызывает в них огромный интерес. Дети готовы все рассматривать, лишь бы объект уместился на предметном столике.
При изучении классификации растений проводила практические занятия по определению растений. В школе есть гербарные образцы и карточки для определения, а когда наступала весна, шли на экскурсию и определяли уже растения в живой природе. Кто узнает больше растений – получает «5».
Предмет «Анатомия и физиология человека» вызывает у детей живой интерес. Здесь мы изучаем самого себя. Большое значение имеет наглядность. С интересом ученики встречают принесенный скелет – каждому хочется потрогать и все о нем узнать. И муляжи: сердце, почки, легкие, гортань – вызывают живой интерес. Выполняли практические работы по определению давления крови с помощью тонометра, определяли работу сердца по пульсу. Каждый хотел правильно оказать первую помощь пострадавшему на практических занятиях. Этот предмет вызывает большой интерес, поэтому многие учащиеся идут дальше учиться в медицинские учебные заведения.
Биологию в железнодорожной школе № 5 с 1972 г. преподавала Трегубова Нина Дмитриевна. Она всегда спокойная и невозмутимая, тактичная. Отличительная черта характера – доброта и оптимизм. Умела найти подход к детям и взрослым, проникнуть в их мир. Чистая сердцем. С любовью и благоговением вспоминают её бывшие ученики.
Нина Дмитриевна сама очень любит и знает биологию. Она умело прививала эти чувства своим ученикам. Ежегодно вместе с учащимися принимала участие в районных соревнованиях «День птиц», «Лесной тропой».
В школе проводила «Неделю биологии». Под её руководством ученики приводили в порядок пришкольный участок, высаживали деревья на улицах микрорайона и цветы в школьном саду. Посещали экологический центр.
Она старалась, чтобы все её ученики знали и хорошо понимали, что мы, люди, должны быть добрее и внимательнее к тем, кто живет рядом с нами. Если будем охранять и оберегать животных и птиц, то польза от этого будет всем.
Об учителях начальных классов много можно говорить с особым интересом. Больше всех учителей начальных классов в этой школе проработала Симкина Антонина Ивановна. Всегда веселая, улыбающаяся. Она очень любила свою профессию, своих деток, и ученики ей платили тем же. Уроки проводила энер-гично, без лишнего шума и нервозности. Она никогда не наказывала своих учеников. Всегда умела найти нужный подход и к ребенку и к родителям. Много внимания уделяла художественной самодеятельности. Учила детей пению и танцам. Поэтому у нее всегда на родительских собраниях класс был переполнен. Шли и папы, и мамы, и бабушки, и дедушки. Учитель всегда мог сказать о каждом ребенке самое главное. Сейчас Антонине Ивановне 81 год, но энергии у неё лет на 100 точно хватит. Молодец! Сыновья у нее спортсмены, так, наверное, от них, молодых, к ней энергия и задор переходят.
Дубовская Тамара Андреевна тоже работала в начальных классах, хотя заочно закончила литературный факультет педагогического института. Как отзывался о ней коллектив? Тамара Андреевна всегда собранная, аккуратная она является примером для своих учащихся. Сама она постоянно совершенствовала свое педагогическое мастерство. Неоднократно была на курсах повышения квалификации.
Алексенцева Лидия Васильевна проработала в школе более 35 лет. К своим ученикам она была всегда строгим, но справедливым учителем. Работая с учащимися, всегда учила детей добросовестному отношению к труду, справедливости, уверенности к себе. Она много работала с детьми индивидуально. Учила правильному изложению своей мысли. Каждый урок у неё открывал дверь в удивительную страну знаний.
Учителя начальных классов – это особая категория учителей, у них своя особенность в общении с учащимися, своя особенность в преподавании и даже особенность в разговоре и обучении. Если старшекласснику можно сказать: «Коля, сядь правильно», то в начальных классах надо показать, а как это правильно сделать.
Но зато в начальных классах уйма курьезных случаев. Расскажем о некоторых, которые происходили с нашими учителями. Поверьте, это было.
Дети в начальных классах очень интересные и до слез умилительные.
Петя. Так звали первоклассника. Жил в неполной семье. Мама стрелочница на железной дороге. Больше в семье никого нет. Мама часто Петю ругала, т.к. трудно с ребенком одной. Но вот Петя пришел в первый класс и ему здесь очень понравилось. Свою нежность и детскую любовь к учительнице он выразил так. Звонок на перемену, Петя достает из портфеля блин, жаренный на сковороде почти без масла, (годы были тяжелые) и, идя к учительскому столу, разрывает его пополам, подходит к столу учительницы, кладет эту половинку блина прямо на журнал со словами: «На, ешь, вкусный!» и боком прижимается к учительнице. Ну как не любить такого малыша? Пусть крючки у него в тетради неровные, зато сердце доброе и открытое. После службы в армии Петя остался в Москве, имеет семью, работает в МВД. А учительнице через маму передает приветы и пожелания здоровья.
Еще одна история.
Грише трудно давалась математика. Не понимал, как разделить на, но главное, не понимал зачем. Учительница хочет ему помочь.
- Гриша, твоя мама купила 4 конфетки. Вот приставь, как вам их с Таней поровну разделить? (Таня - его сестра).
Ответ: «Таньке не дам и делить не буду».
Декабрь. 1 класс закончил букварь. На урок пришел завуч и попросил учительницу вызвать читать сильного, среднего и слабоуспевающего ученика. Все шло хорошо.
- Ну, Вася, читай теперь ты, - обращается учительница к слабому и закрыла картинку в букваре листком бумаги. Вася показывает букву – «сэ», а – произносит – «на».
Нет, подумай.
- Снова «сэ», а – произносит «кА».
- Неправильно.
Так продолжается несколько минут. Учительница поднимает листок, и Вася обрадовано произносит: «Тьфу ты! Филин!» (там было написано сова).
- Нет, не филин.
- Да?- удивляется Вася.- А так похож!
В 1988 году на посту директора школы Тупальского Б.И. сменил Сафронов Геннадий Николаевич, человек уверенный в своих делах и поступках. Он преподавал уроки физики. Хорошо зная свой предмет, он старался самыми современными методами дать прочные знания своим ученикам. Хорошие взаимоотношения с учителями и родителями дали возможность продолжить те начала жд школы, которые были заложены прежним директором. Все показатели школы были высокими. Коллектив оставался сплоченным, дружным, трудолюбивым
 

Далее

Назад

Учитель информатики Макова Г.З. © 2007 Главная Главная Главная Главная Главная