Главная
О школе
Сведения о педагогических кадрах
Отчеты
Учебно-воспитательная работа
Фотогалерея
Нормативные документы
Родителям
Оснащение школы
Ученикам
Образовательные ресурсы сети Интернет

Цифровые образовательные ресурсы:


  Министерство образования и науки Российской Федерации
mon.gov.ru

Министерство образования и науки Волгоградской области
obraz.volganet.ru

Департамент по образованию Волгограда
Перейти →

«Российское образование» — федеральный портал
edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам
window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
fcior.edu.ru

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                          Директор МКОУ СОШ № 5

_____Е.В.Рыбалкина

01.09.2013

 

 

Пояснительная записка

 к учебному плану

Муниципального казенного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №5

 г. Котельниково Волгоградской области

 Учебный план Муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 г. Котельниково Волгоградской области, реализующий основную образовательную программу общего образования (далее - Учебный план), разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:

-   с  Федеральным законом от 29.12.2012 № 272-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2001 № 196;

-   приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

-   приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

-     приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 " О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

-    приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

-    приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 №1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312";

-           Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденные  Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 29.12.2010  № 189.

Учебный план определяет:

·                    перечень учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования и регионального компонента, обязательных к изучению всеми обучающимися образовательного учреждения;

·                    минимальный  объем годовой учебной нагрузки обучающихся по всем классам

Показатели объема учебной нагрузки в учебном плане рассчитаны 1 класс на 33 учебные недели, 2-11 классы на 34 учебные недели. Продолжительность учебного года регламентируется Уставом школы и не  превышает нормативы, установленные законодательством РФ.

Структура Учебного плана состоит из двух разделов:

·           Инвариантная часть;

·           Компонент образовательного учреждения.

Инвариантная часть учебного плана предусматривает реализацию учебных программ, обеспечивающих выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования и регионального компонента в полном объеме,  и является обязательной для изучения каждым обучающимся.

Инвариантная часть Учебного плана включает:

·      полный перечень учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

·      перечень учебных предметов регионального компонента;

·      обязательную учебную нагрузку, предусмотренную федеральным компонентом  государственного стандарта общего образования и региональным компонентом  на изучение каждого учебного предмета в каждом классе. Количество часов инвариантной части Учебного плана школы, отведенное на изучение программ отдельных учебных предметов, соответствует количеству часов предусмотренных Примерным учебным планом.

При составлении Учебного плана объём учебного времени регионального компонента использован  для увеличения количества часов (учебной нагрузки), предусмотренных базисным учебным планом на изучение «Русского языка» во II – VII классах, «Литературного чтения» во II – IV классах, «Технологии» в IX классе, а также для введения в IX классе образовательного курса «Предпрофильная подготовка».

Компонент образовательного учреждения обеспечивает реализацию основной образовательной программы образовательного учреждения, индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся, а также индивидуальных учебных планов школьников.

Учебное время (часы) Компонента образовательного учреждения используется

а) во II IX классах для:

·           реализации программ повышенного уровня по учебным предметам Инвариантной части Примерного учебного плана (углубленного изучения учебных предметов);

·           введения в Инвариантной части учебного плана дополнительных учебных предметов, спецкурсов, предусмотренных основной образовательной программой образовательного учреждения для обязательного изучения обучающимися и не дублирующих содержание федерального компонента государственного стандарта общего образования и регионального компонента;

·           проведения факультативных занятий;

·           введения в Компоненте образовательного учреждения дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, практикумов;

·           проведения индивидуальных и групповых занятий;

·           организации обучения по индивидуальным образовательным программам;

·           самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

б) в X XI  классах для:

·           реализации программ повышенного уровня по учебным предметам Инвариантной части учебного плана (профильного, углубленного изучения учебных предметов);

·           введения в Инвариантной части учебного плана дополнительных учебных предметов, спецкурсов, предусмотренных основной образовательной программой образовательного учреждения для обязательного изучения обучающимися и не дублирующих содержание федерального компонента государственного стандарта общего образования и регионального компонента;

·           введения в Компоненте образовательного учреждения дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, практикумов,  элективных курсов, учебных практик, исследовательской деятельности;

·           организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся;

·           осуществления образовательных проектов.

Пояснительная записка  к учебному плану обучающихся 1-3-их  классов в соответствии с введением ФГОС НОО.

  Учебный план для  обучающихся 1-3-их классов разработан на основе следующих  нормативных документов:

  • Закона   РФ  «Об образовании»;
  • Приказа МО РФ 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» (далее - ФГОС НОО);
  • Приказа  от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО РФ от 06.10.2009 г. № 373»;
  • Письма Минобрнауки России от 08.10.2010 г. № ИК-1494/19 « О введении третьего часа физической культуры» с Положением № 1, №2;
  • Положения № 1: Приказ МО РФ от 30.08.2010 г. № 889 « О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Приложения № 2: Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся  общеобразовательных учреждений РФ»:
  • Постановления Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»;

     Учебный план  в 1-3-их  классах ориентирован на освоение федеральных государственных стандартов второго поколения, является частью основной образовательной программы начального общего образования, целью реализации которой является обеспечение планируемых результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков  и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования.
      Обязательная часть учебного плана для обучающихся 1-3 класса  определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей (представлена следующими учебными предметами: русский язык, литературное чтение, математика,  окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура). Распределение учебных часов соответствует программным требованиям.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
-формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным  технологиям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
-личностное развитие  обучающегося  в соответствии с его индивидуальностью.
Обучение по всем предметам в 1,2 классах осуществляется в соответствии с образовательной программой с использованием УМК «Школа России», который отвечает требованиям ФГОС НОО.

 В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
-непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе  социального и профессионального  самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
-системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
-духовно – нравственное направление:  основная цель которого создание и совершенствование системы патриотического и духовно – нравственного воспитания для формирования социально активной личности гражданина (классные часы, экскурсии в музеи, мероприятия);
- социальное направление: формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение к миру искусства (выставки, конкурсы, экскурсии); «Азбука дорожной безопасности» (кл.часы): охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и интересов;
- общекультурное  направление: танцевальный кружок (школа искусств): всестороннее развитие творческих возможностей ребёнка, формирование способностей и качеств личности посредством музыки и ритмических движений;  вокальный кружок (ЦДТ): через активную музыкально – творческую деятельность  сформировать у обучающихся  устойчивый интерес к пению, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства;
- общеинтеллектуальное  направление: создание условий для интеллектуального, нравственно – эстетического развития младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества - «Путешествие в Королевство родного слова»; «Путешествие в Счисляндию» -  развитие у школьников математических и творческих способностей, формирование аналитического мышления в сочетании с логическим;
- спортивно – оздоровительное направление: секция «Плавание»: развитие ребёнка при сохранении здоровья;  воспитание сильного духа, духовной нравственности, разностороннее развитие личности ребёнка;  «Разговор о правильном питании»: раскрытие основ здорового образа жизни, питания, формирование здорового образа жизни младших школьников, содействие оздоровлению учащихся.
       Обучающимся  предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и будет реализоваться посредством различных форм реализации, таких, как  школьные научные общества, конкурсы, экскурсии, соревнования,  социальное проектирование и другие.
       Реализация  программ внеурочной деятельности обучающихся первого класса будет происходить  за счёт привлечения педагогов учреждений дополнительного образования.  

   Продолжительность учебного года в 1 классе — 33 недели.

   Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Пояснительная записка к учебному плану по БУП 2004 г. Начальное общее образование

          Учебный план 1 ступени представлен 2 вариантами: 4 класс будут обучаться по БУПу 2004 г.; 1-3-ые классы – в  обучаются по новым стандартам и реализуют учебный план ФГОС НОО в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования.  В 1-3 классах обучение осуществляется в соответствии с образовательной программой  «Школа России», в 4–ом - «Перспективная начальная школа». Учебный план ориентирован на освоение государственных стандартов начального общего образования, состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса                                                                                                   

          Обязательная часть учебного плана начальной школы определяет состав учебных предметов (представлена следующими учебными предметами: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, физическая культура, музыка) и учебное время, отводимое на их изучение по классам  (годам ) обучения. Обучение  по всем предметам проводится по государственным программам, распределение учебных часов соответствует программным требованиям. В  учебный план в 1-4 классах введен третий час физической культуры, который направлен на формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме  дня, приобщении к самостоятельным занятиям физическими упражнениями (оздоровительное направление); общеразвивающее направление:  общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам.

          Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным  технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
         Введены отдельные учебные предметы обязательной части:  в  4 классе – включен предмет «Информатика »,  который носит пропедевтический характер, ведется на основе государственных программ, ставит своей целью развитие учебных возможностей обучающихся, их интересов, склонностей, способствует воспитанию информационной культуры младших школьников, а также соответствует запросам социума.

         Изучение предмета «Окружающий мир» направлен на формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осозна­ние ценности, целостности и много­образия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Основными задачами реализации учебного предмета «Математика»  являются: развитие математической  речи,  логического и алгоритмического мышления, вообра­жения, обеспечение первоначаль­ных представлений о компьютер­ной грамотности.

Изучение предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» способствует развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произ­ведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру.

·         Предмет «Музыка» изучается по 1 часу в неделю.

·         Предмет «Изобразительное искусство» - по 1 часу в неделю.

 Изучение «Технологии» способствует  формированию опыта как основы обучения и познания, осуществлению поисково-аналити­ческой деятельности для практи­ческого решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формированию перво­на­­чального опыта практической преобразовательной деятельности.

Предмет физическая культура направлен на укрепление здоровья, содей­ствие гармоничному физичес­кому, нрав­ственному и социальному разви­тию, успеш­ному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физичес­кой культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Предмет «Физическая культура»   изучается  в 1 – 4 классах – по 3 ч.в неделю.                   

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию  индивидуальных потребностей обучающихся.                               

        В целях раскрытия основ здорового образа жизни, питания, формирование здорового образа жизни младших школьников введено по 1 часу со 2 по 4 классы на факультатив «Школа докторов природы» и по 1 часу на «Информатику в играх и задачах» (2б класс) -  на развитие у школьников математических и творческих способностей, формирование аналитического мышления в сочетании с логическим. Для развития индивидуальных способностей детей, для работы с одарёнными детьми по 1 часу дано на индивидуально-групповые занятия «Русский язык» в 2-4-ых классах.

   Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.

Основное общее образование

      Учебный план для 5 – 9 классов ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года 34  недели при 6-ти дневной учебной неделе. Учебный план разработан в соответствии с  БУПом 2004 года. Обучение по всем предметам осуществляется по государственным программам, количество часов соответствует требованиям государственных программ. Учебный план  состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть  учебных планов представлена рекомендованным перечнем предметов по каждой образовательной области, определено количество часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, музыка, изобразительное искусство, технология,  физическая культура

      За счет части, формируемой участниками образовательного процесса, в  6 классе увеличен час базового компонента биология (6 класс-1 час) дополнительно на предмет «Краеведение», способствующий развитию экологического образования школьников, которое осуществляется параллельно с обучением на уроках биологии.  Превращение экологических знаний в средство для становления духовно-ценностных основ развивающейся личности открывает новые перспективы для развития экологического образования и его внедрения    в образовательную систему. На предмет «География» в 7-9 классах отведено по 2 часа, в 6 классе в компоненте образовательного учреждения отведён 1 час на «практикум по географии». В 8,9 классе на изучение предметов: «Музыка» и «Изобразительное искусство» дано по 17 часов.  В 8 классе введён предмет «ОБЖ»,  который  будет способствовать формированию современного уровня культуры безопасности, реализации подготовки обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде: природной,  техногенной и социальной.
Предмет «Информатика » призван продолжить воспитание информационной  культуры школьников,  будет  способствовать формированию информационной и коммуникационной компетентности. В  8 выделен 1 часу, в 9 классе – 2 часа.
 С 2011-2012 учебном году в учебный план в 5-9 классах введен третий час физической культуры, который направлен на воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения (оздоровительное направление); углубленное освоение обучающимися  одного или нескольких видов спорта (спортивное направление); овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приёмами и физическими упражнениями из разных 6 видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (общеразвивающее направление).

       Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию  индивидуальных потребностей обучающихся. Для работы со слабоуспевающими детьми в 6-7 классах выделено по 1 часу на индивидуально-групповые занятия по математике, русскому языку, в 8 классе 1 час для работы с одарёнными детьми по английскому языку. В  5-ом классе  1час выделен на изучение «Основ православной культуры».  Для закрепления и отработки навыков,  полученных на уроках выделены часы на практикумы: по английскому языку, русскому языку. В 6-ом классе 1 час дан на практикум по географии. В 7 классе по 1 часу на практикум по русскому языку и истории.  В 5,6,7 и 9 классах выделено по 1 часу на факультатив ОБЖ   в целях   формирования модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, формирования психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. В 5 классах по 1 часу выделено по 1 часу на «Граждановедение», в 8 классе на «Историю донского казачества», в 9-ом на «Историю Волгограда в истории страны». Предмет «Информатика и ИКТ» Для  воспитания информационной  культуры школьников,формирования информационной и коммуникационной компетентности. В 5 – 8 выделено по 1 часу. Продолжительность учебного года составляет 34 недели.                                                      

Среднее (полное) общее образование

Среднее    (полное)    общее    образование - завершающая    ступень    общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Учебный план основан на идее профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В 2013 -2014 учебном году  11 класс  продолжает обучение  по общеобразовательной программе
Система  обучения включает в себя следующие  базовые общеобразовательные предметы :
11 класс:  литература, иностранный язык,алгебра и начала анализа, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание ,физика , химия, биология,  основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура;

В 10 классе русский язык изучается на профильном уровне.
      Литература, иностранный язык (английский), история, обществознание, география, физика, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура изучаются на базовом уровне.
     В вариативной части введены: элективные курсы: русское правописание:  орфография и пунктуация - 10, 11 классы, уголовное право -10 класс, почему мы не похожи друг на друга-11 класс; на практикумы  выделено по 1 часу в 10 классе по биологии, физике, химии, английскому языку; в 11 классе по математике, физике, химии, английскому языку.                                                                                                            В 2013– 2014 учебном году в учебный план на 3 ступени обучения введён третий час физической культуры, который направлен
-  на использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни, организации индивидуального двигательного режима  (оздоровительное направление);
-  овладение обучающимися индивидуальными комплексами упражнений из оздоровительных систем физического воспитания (атлетическая гимнастика (юноши), ритмическая гимнастика (девушки). Продолжительность учебного года составляет 34 недели.           

 

 

 

 

 

Родителям

Устав школы
Публичный отчет
Программа развития школы
Правила приема граждан в Учреждение
Заявление в школу

Правила использования сети Интернет

 

 

 

Наш адрес:
МОУ СОШ № 5
г.Котельниково
Волгоградской области,
ул. Липова, 17
тел: 8 (84476) 3 16 34;
e-mail:
school5kotl@mail.ru  

Учитель информатики Макова Г.З. © 2007 Главная Главная Главная Главная Главная